«Узоры Русского востока»

ТЕМАТИЧЕСКАЯ музыкально-художественная композиция

«Узоры Русского востока»


Автор:

учитель музыки школы

  «Мир знаний» Плахова А.С.

 

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон

 

Русские композиторы, поэты, художники обращаются к культуре других народов.

Загадочный, яркий, изменчивый восток, в нем совмещается, казалось, бы несовместимое- пекло пустыни, свежесть моря, пальмы, верблюды, восточные ночи…. Восток манил к себе во все времена, но более глубокий  интерес возникает в XIX веке. Именно в это время для России восток становится открыт. Восток удивляет своей национальной культурой, восточной кухней, сладостями, мудростью и загадочными женскими образами.

В русской музыке, так же как и в литературе, (XIX в.), начиная с М.И.Глинки, впервые ожили восточные образы, очень близкие к образам русской сказки.

В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр:

ноте «до» соответствовал красный цвет,

«ре» – фиолетовый,

«ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый.

В России основоположником цветомузыкального искусства считают композитора А. Н. Скрябина (1872-1915), хотя незадолго до него на эту стезю ступил Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908), один из членов знаменитой музыкальной группы «Могучая кучка». Обладавшие феноменом цветного слуха, эти два композитора-изобретателя каждый по-своему решили проблему цветомузыки. Так, Римский-Корсаков, ориентируясь на собственное восприятие каждого отдельно взятого лада, заключал музыкальные образы своих опер в строго определенные тональности. То есть каждая тональность имела свой цвет.

Часто на своих уроках, стала замечать, что дети, слушая музыку рисуют под нее, причем не всегда это какие-то четкие образы и цвета, иногда это полная абстракция.

Чтобы к этому прикоснуться мы отправимся с вами в путешествие, но не на обычном транспорте, а на ковре-самолете, на котором изобразим персидский узор. Мы будем раскрашивать этот узор под музыку, которая возможно и подскажет нам настроение и цветовую гамму в которой и будет раскрашен наш узор.

 

Наверное, многие из нас замечали, что, когда они о чем-то размышляют, они берут в руки карандаш и начинают рисовать или закрашивать что-то, абсолютно не задумываясь, что получится в итоге. Мы не знаем, какие цвета нам понадобятся, ярким ли должен быть наш узор, обо всем этом в самом процессе нам подскажет музыка. Психологи утверждают, что, когда у нас хорошее настроение мы все изображаем яркими цветами, а когда нам грустно изображения получаются в более мрачных тонах.  Посмотрим, какая же музыкально-цветовая картина сложится у нас в итоге. Будут ли в ней присутствовать темные тона, или она будет яркая и красочная? Что нам подскажет наш слух.

Возьмите пожалуйста свои заготовки и разложите их в хаотичном порядке не совмещая, давайте раскрасим эти элементы узора, но раскрашивать мы будем с вами не в тишине, а под музыку (М.П. Мусоргский опера Хованщина персидский хор)

Теперь из раскрашенных элементов нам нужно собрать узор, как мозаику, сложить их вам предлагается тоже под музыку (М.И. Глинка опера Руслан и Людмила персидский хор).

У каждого получился свой узор, посмотрите на цвета узора находите ли вы в них темные краски?

(Большинство детей на уроки закрасит все в ярких тонах). А почему вы закрасили весь свой узор яркими цветами?

(Большая часть ответит, что в музыке нет темных красок и она очень яркая).

А как вы думаете какая музыка прозвучала?

(восточная).

Ну тогда возникает вопрос почему используется музыка именно с восточным акцентом?

Отвечаю: Она ярко отличимая от остальной, нет это не то, что классическая музыка менее красива, каждая музыка красива по- своему, но в восточных мотивах, есть что-то более красочное и изящное, она сразу бросается слуху навстречу и запоминается слушателю надолго. Возможно в поездках по востоку, она также запоминалась нашим композиторам, которые привозили мотивы в Россию и применяли их в своих сочинениях.

Как правило на подобного рода уроках у детей включается более глубокое мышление, хотя они выполняют два задания одновременно (рисуют и слушают произведение), но это не мешает им осваивать материал урока, а наоборот даже помогает запоминать произведения лучше.

В конце можно проверить совпали ли наши цвета с цветами гаммы, какую представлял себе Исаак Ньютон. В результате должна получится своя внутренняя музыка в окружающей, под которую мы всего лишь на всего творим.     Давайте попробуем соединить вместе, цвет и музыку…

Показанная часть может быть использована, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках музыки, технологии, математики и истории.

 

Литература:

Аристотель «О душе»; Государственное социально-экономическое издание; 1937 г.  S. E. Palmer, K. B. Schloss, Z. Xu, L. R. Prado-Leon. Music-color associations are mediated by emotion // Proceedings of the National Academy of Sciences, 2013; DOI: 10.1073/pnas.1212562110

Лупенко Е.А. «Цветной слух» – реальность или миф? // Экспериментальная психология.

  1. №3. – C. 32-43.
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.